Словарь спидкубера

Общие понятия

Спидкубинг (от англ. speedcubing) - новое увлечение, заключающееся в сборке кубика Рубика на скорость. В России спидкубинг существует с 2007 года

Кубер - любой человек, собирающий кубик Рубика

Спидкубер - человек, занимающийся спидкубингом

WCA (World Cube Association) - Всемирная Ассоциация Кубика. Сайт: http://worldcubeassociation.org/
Правила WCA, которые должен знать каждый участник соревнований WCA: https://www.worldcubeassociation.org/regulations/translations/russian/

WCA-головоломки(WCA-дисциплины) - те, что входят в официальный перечень :
• Кубик Рубика (Rubik's Cube) - классический куб 3х3
• Куб 2х2
• Куб 4х4
• Куб 5х5
• Куб 6х6
• Куб 7х7
• Скваер (Square-1)
• Скьюб (Skewb)
• Пираминкс (Pyraminx)
• Мегаминкс (Megaminx)
• Часы Рубика (Rubik's Clock)
• ОХ (OH - One-Handed) - сборка кубика Рубика одной рукой
• ВФ (WF - With Feet) - сборка кубика Рубика ногами
• КХ (FM - Fewest Moves) - сборка кубика Рубика на минимальное количество ходов
• Блайнд (Blindfolded) - сборка вслепую...
— 3BLD - кубика 3х3
— 4BLD - кубика 4х4
— 5BLD - кубика 5х5
— MBLD (Multi Blindfolded) - максимального количества кубиков 3х3

WCA delegate (WCA-делегат) - представитель WCA. WCA соревнования могут проводиться только в присутствии WCA делегата

Механизм и свойства кубика

Кубик 3x3x3 состоит из 12 ребёрных (edge piece), 8 угловых (corner piece) и 6 центральных элеметнов (center piece)

DIY Kit (DIYKit, дайкит) - Do It Yourself KIT (набор "сделай сам"). Кубик приходит разобранный (пример)

Core (крестовина) - деталь кубика, в которой закреплены 6 винтов, держащие центральные элементы

Cut corners (резать углы, резка углов)
- про кубик говорят, что он режет углы, если грань может повернуться даже если пересекающая её грань недовёрнута. Например: грань U повёрнута на 15 градусов, правая грань может из этого положения вращаться по часовой стрелке
Резать углы в обратную сторону означает что грань может вращаться в другую сторону. Например: грань U повёрнута на 15 градусов, правая грань может из этого положения вращаться против часовой стрелки

Учёт времени

DNF (Did Not Finish, ДНФ) - попытка была незакончена или дисквалифицирована

DNS (Did Not Start, ДНС) - участник отказался от попытки или таймер не был запущен до начала сборки

Single (сингл) - единичная попытка

Average of 5 (avg5, среднее из 5) - среднее время из 5 попыток. Считается так: отбрасывается лучшая и худшая попытки, а из трёх оставшихся берётся среднее арифметическое. Если среди 5 попыток есть результат DNF или DNS, то эта попытка считается как худшая. Если DNF или DNS в сумме больше 1, то среднее время считается DNF. Если среднее время двух участников на соревновании совпадает, то смотрят по лучшей попытке

Average of 12 (avg12, среднее из 12) - среднее время из 12 попыток. Считается аналогично 5: отбрасывается лучшая и худшая попытки, а из десяти оставшихся берётся среднее арифметическое.

Mean of 3 - считается обычное среднее арифметическое из 3 попыток без отбрасывания худшей и лучшей

Best of X - из проведённых X попыток в зачёт идёт только лучший результат

RA (Rolling average) - формат, схожий с обычным average. Разница лишь в том, что серия попыток, идущих в зачёт, не должна начинаться прямо с первой попытки. Участник может делать 100 попыток, а в зачёте будут попытки, например, с 60 по 64. В таком случае рекорд следует записывать RA5

Sub (саб) - меньше чего-то. Например: sub-15 означает любое время меньше 15 секунд (14.99, 13.23, 8.49 и т.д.)

Relay (релэй) - последовательная сборка разных головоломок на время


Виды соревнований

WCA Competition - официальное WCA соревнование. (Любое другое соревнование по спидкубингу считается неофициальным)

Contest (соревнование):
1. Еженедельное состязание
2. Просто соревнование на встрече, по одинаковым для всех скрамблам

Racing (экстрим) - вид соревнований, когда все мешают друг другу кубики, затем по команде одновременно начинают их собирать.
Экстрим также бывает с фиксацией позиций. В таком случае, первый закончивший попытку получает 1, второй 2 и так далее. У нас на встречах регулярно проводятся экстримы. Победитель определяется по нахождению среднего очка за все попытки. Тот, у кого среднее меньше остальных, и становится победителем

Солнышко - несколько участников берут разобранные кубики, запускается таймер, все начинают собирать крест на своем кубике. Как только участник собрал крест, он отдает кубик соседу, а от другого соседа получает его кубик, то есть кубики смещаются по кругу. Потом все решают первую пару F2L, опять меняются, потом вторую, третью, четвертую, OLL и PLL, между каждым этапом кубики смещают по кругу. Таймер останавливается по последнему собравшему.
В игру интересно играть как с малым, так и с большим количеством участников
Пример солнышка: http://www.youtube.com/watch?v=LU7IHT2GRP8

Team blind solving (тимблайнд, тим блайнд, слепая командная сборка) - один человек держит кубик с закрытыми глазами, другой диктует ему решение. Диктующий не имеет права касаться кубика

Team solving (тимсолвинг, тим солвинг, командная сборка)
- два человека делают по одному ходу

Номинации

OH (One-Handed) - сборка куба одной рукой, другие части тела не могут его касаться

BF (Blindfolded, блайндфолд) - сборка с закрытыми глазами. Участник запускает таймер, снимает листочек с кубика, запоминает его, закрывает глаза повязкой и собирает. На протяжении всей сборки для предотварещения подглядывания судья держит листок бумаги между участником и головоломкой

MBF (Multiple Blindfolded, мультиблайнд) - сборка нескольких кубов 3х3х3 вслепую. Перед соревнованиями участник делает заявку, сколько кубов собирается собирать. Предел по времени час. Если кубов меньше шести, то лимит по времени - 10 минут на каждый кубик. Результаты распределяются так: сначала по баллам, число баллов равно числу собранных кубиков минус число несобранных, далее по времени сборки.

FM (Fewest Moves, КХ) - сборка на минимальное число ходов. Участнику даётся бланк, на котором написан скрамбл с картинкой запутанного куба. За час времени нужно на бланке написать в соответствии с языком вращений (вращения центральных слоев приравниваются к двум поворотам) кратчайшее решение куба. Разрешается использование трех кубиков 3х3х3 ручки и чистого черновика. Запрещаются шпаргалки и общение с другими участниками.

WF (with feet) - сборка куба ногами

Рекорды

WR (ВР) - World Rank (позиция в мировом рейтиге). На сайте WCA в этом столбце пишется место, занимаемое участником среди всех остальных куберов, когда либо принимавших участие по всему миру.

CR - Continental Rank (позиция в континентальном рейтинге). На сайте WCA в этом столбце пишется место, занимаемое участником среди всех остальных куберов, выступающих за страну того же континента.

NR (НР) - National Rank (позиция в национальном рейтинге). На сайте WCA в этом столбце пишется место, занимаемое участником среди всех остальных куберов, выступающих за определённое государство. Если кубер из России, то NR будет показывать место его времени в рейтинге по России

Неофициальные рекорды

PB (Personal Best) - личный рекорд

Sub WR - меньше чем мировой рекорд

UWR (Unofficial WR) - неофициальный мировой рекорд


Сборка кубика

TPS (Turns per second, тпс) - количество поворотов в секунду

Multi-color (color-neutral, колор нейтрал, мультиколор) - сборка кубика с любого цвета

Parity (паритет) - состояние, когда кубик можно собрать только с помощью специальных алгоритмов. Паритеты бывают:
- PLL-паритет. Бывает на кубике 3x3 без центров и на чётных кубах больше чем 3x3. Обнаруживается при сборке PLL. Вероятность = 1/2
- Паритет при сборке рёбер на кубах больше чем 3x3
- Паритет по перевороту элементов ребра на кубах больше чем 3x3 (на чётных кубах этот паритет - OLL-паритет, т.к. он обнаруживается только на этапе OLL, его вероятность = 1/2)

Cross - крест

Пара - двойка "угол + ребро", которая ставится в слот

Slot (слот) - место между элементами креста

Free slot (свободный слот) - слот, в котором не собрана пара

X-Cross (икс-кросс, икскросс) - крест с одной собранной парой. Его можно просчитать до начала сборки

Double X-Cross (дабл икскросс, дабл икс-кросс) - крест с двумя собранными парами

Верхний хват (cross on bottom) - сборка F2L держа крест снизу

Боковой хват (cross on the left) - сборка F2L держа крест сбоку

Finger Trick (fingertrick, фингертрик) - правильные движения пальцами, позволяющие вращать кубик быстро

Slow turn (слоутёрн, слоутерн, слоу тёрн, слоу терн) - медленная сборка кубика

Look ahead (лук ахед) - предугадывание последующего состояния кубика во время сборки, просчитывание пар

Повторные движения для развития скорости

Пиф-паф (sexy move, пифпаф) - движения типа R U R' U'. Простая четырех ходовая комбинация. Если повторить 6 раз, то кубик снова собирается
Почему в английском варианте название Sexy Move смотрите в видео

Sleadgehammer (слэджхеймер) - Кувалад или пиф-паф через фронт - R' F R F'. Еще одна простая четыреходовка. Используется во многих алгоритмах

AUF - Adjust Upper Face. Установка верхней грани - установочные ходы для PLL алгоритмов, а также установка на свое место собранной верхней грани после PLL алгоритма. Верх крутить быстрее, чем делать перехваты

2-gen - Turns 2 Layer, вращение двух слоев. Иначе говоря, 2-gen алгоритмы, это такие алгоритмы, при выполнении которых вращаются только 2 слоя. В основном это R и U. Такие алгоритмы можно выполнять очень быстро с высоким TPS И они очень удобны для сборки одной рукой. 3-gen алогоритмы - соответственно те алгоритмы, при выполнении которых, вращаются 3 грани


CFOP - оригинальное название метода Джессики Фридрих; составлено из первых букв названий этапов метода - Cross, F2L, OLL, PLL. Этот метод использует подавляющее большинство спидкуберов (в той или иной модификации).

Понятия из метода Fridrich (CFOP)

F2L (First Two Layers, Ф2Л) - первые два слоя на кубике

Затычка - ситуация при сборке F2L, когда один или оба элемента пары находятся не в своём слоте. Подробнее тут:


Multislotting (мультислоттинг) - сборка одновременно нескольких пар.

OLL (Orientation of the Last Layer) - сборка жёлтой шапки

PLL (Permutation of the Last Layer) - перестановка в последнем слое

PLL time attack - прокручивание всех 21 алгоритмов PLL подряд.

Skip (от англ. пропуск, обход; скип) - так называется случай, когда при сборке не пришлось делать какой-либо этап. Бывает PLL skip, OLL skip или LL skip
PLL skip (ПЛЛ скип) означает, что не пришлось делать этап PLL, то есть после сборки OLL кубик собрался (или собрался с доворотом U, U' или U2). Вероятность PLL skip = 1/72
OLL skip (ОЛЛ скип) означает, что не пришлось делать этап OLL, то есть после сборки F2L жёлтая шапка собралась сама. Вероятность OLL skip = 1/216
LL skip (ЛЛ скип) означает, что после сборки F2L кубик собрался полностью (или собрался с доворотом U, U' или U2). Вероятность LL skip = 1/15552
Non-lucky (нон-лаки, нонлаки) - сборка, в течение которой не попался скип


ZBLL (Zborowski-Bruchem Last Layer)
Метод сборки последнего слоя 3х3 за один шаг, учитывая, что все реберные элементы уже ориентированы (собран желтый крест). Название содержит имя польского кубера Zbigniew Zborowski и немецкого Ron van Bruchem.

COLL (Corners and Orientation of the Last Layer) – это техника для куба 3х3 которая решает (ориентирует и пермутирует) углы последнего слоя для «крестовых» OLL, оставляя в качестве последнего этапа сборки куба, только пермутацию ребер. По сути, COLL является частью OLLCP (Orientation of Last Layer and Corner Permutation) и включает в себя 7 случаев OLL, где все 4 реберных элемента верхнего слоя ориентированы. COLL имеет 40 ситуаций – по 6 ситуаций на каждый из семи OLL, кроме «двойных глаз», где их 4.

VHF2L (Vandenbergh-Harris First 2 Layers) состоит из нескольких ситуаций ZBF2L (Zborowski-Bruchem First 2 Layers). Целью данной техники является ориентировать все ребра последнего слоя одновременно с решением последней пары одним алгоритмом. Полный метод ZBF2L (ZBLS) состоит 302 ситуаций, включая зеркальные случаи. VHF2L – это первые 32 ситуации, состоящие из «трехходовки» и готовой «пары», как с правой стороны, так и отзеркаленные налево – в сумме 32 кейса.

VLS (Valk Last Slot) - алгоритмы позволяющие решать OLL без постановки на место последней пары F2L. Называются в честь разработчика методики Матса Валька (Mats Valk). Методика включает в себя порядка 200 алгоритмов. Для начала рекомендуется освоить Winter Variation, которые являются частью VLS и отличаются тем, крест на верхней стороне уже собран и соответственно таких алгоритмов уже меньше - всего 27.


Roux (Ру) - альтернативный скоростной метод сборки кубика.


Перемешка кубика

Scramble - скрамбл, перемешка. Скрамблами могут быть сгенерированные случайным образом последовательности поворотов. Пример скрамбла для кубика 3x3, стандартная длина (25 ходов):
R2 F R' F' D2 R2 U F U' B L2 F2 R F2 U' L F2 L B R' D' L' D' R F
Все соревнования WCA проводятся по скрамблам. В каждой группе - свои, одинаковые для всей группы, скрамблы. Это нужно для уравнения шансов всех участников.

Обычно кубик перемешивают, располагая его белой стороной вверх, зелёной на себя (на соревнованиях WCA это делают только так)

От scramble произошло слово "скрамблить" - значит перемешивать кубик. Как вы уже догадались, делать это можно как по скрамблам, так и просто наобум (например, во время экстрима)

Примеры:

Скрамбл 3х3 - U' R B U' L' D2 F L U F R' B2 R' D2 F2 U2 F2 L2 B2 L2
Скрамбл Square-1 - (6,5) / (1,-5) / (3,6) / (0,-3) / (0,6) / (6,6) / (5,5) / (3,-3) / (-3,6)...................
Скрамбл Megaminx - R— D++ R++ D— R++ D++ R++ D— R— D++ U' R— D++ R— D++...................
Скрамбл Clock - UR0+ DR1- DL1- UL1- U4+ R0+ D1- L4- ALL0+ y2 U5+ R2+ D5- L1- ALL2- DR UL


Scrambling area - специальное место на соревнованиях WCA, в котором находятся люди, запутывающие головоломки. Участники соревнования во время участия их группы не допускаются в Scrambling area


Полезные ссылки





Защита от роботов

Рекомендуемые товары

Категории

Продукция